Сложно переоценить значение сохранения культурного и художественного наследия для новых поколений. Способов донести информацию зрителю и слушателю множество, но, пожалуй, лучший результат достигается восстановлением цельной картины формирования историко-культурной среды города через взаимосвязь личностей и событий. Исследования на базе музейных материалов дают наиболее достоверную информацию, а возможность компьютерной обработки имеющихся данных и музейных экспонатов, позволяют преподнести информацию максимально интересно и доступно.

Павлодарской земле повезло. У нее есть свой Поэт — поэт с большой буквы. Поэт, воспевший красоту могучей реки Иртыш, пойменных лугов, бескрайних степей, белизну соленых озер и особый мир провинциального городка, бурные события, происходившие в этих краях в 20-е — 30-е годы ХХ столетия. Поэзия Павла Васильева и сегодня воспринимается жизненной, сложной, заставляющей задуматься о смысле жизни и ее течении.

Здесь, в Павлодаре, в начале ХХ века произошло событие, определившее ход целой череды событий - встретились будущий большой Поэт и настоящий большой Художник. Эта встреча должна была состояться. Ведь не бывает просто случайного совпадения, каждая случайность имеет продолжение, отчасти влияющее на ход истории. К счастью, эта встреча имела очевидцев-современников и, что очень важно, последователей.

« ... Павлодар начала ХХ века был заштатным городком, покрытым пылью и песком. Дома строились вдоль Иртыша. «Тихо, сонно, однообразно протекала жизнь уездного города, как речка Усолка, воды которой летом затягивало трясиной и плесенью». [1, с.25] Однако, не все так сонно и однообразно было вокруг, существовала в Павлодаре своя культурная жизнь и ее образовательная составляющая. Ведь были школы и учителя, художественная студия и самодеятельный театр... И еще было детство. Именно детские ощущения и впечатления, задушевные разговоры со взрослыми и возможность наблюдать, размышлять, сочинять, придумывать формировали душу трепетную, деятельную, отчасти непокорную...

Кто же они, этот Учитель и Ученик? Художник, Виктор Павлович Батурин и, будущий поэт, Павел Васильев.

«Павел Николаевич Васильев родился 23 декабря 1909 года в г. Зайсан Восточно-Казахстанской области. Отец поэта, Николай Корнилович Васильев, был учителем математики, автором программы преподавания геометрии и, как новатор, переводился из школы в школу. Так, в жизнь П. Васильева вошли Атбасар; станица Сындыктавская; Петропавловск, где Павел пошел в первый класс; Павлодар — город детства, где он написал свои первые поэтические строки; Омск и Новосибирск, Западная Сибирь, где оттачивалось «ястребиное» перо юного поэта; Москва — город его творческого взлета и гибели в 1937 году.» [2, с.7] В 1916 г. Павел Васильев поступил в первый класс в Петропавловске, в 1919 г. уже учился в Омске, где его отец, Н. К. Васильев оказался, будучи мобилизован в армию Колчака. В конце 1920 г. Васильевы вернулись в Павлодар, где поселились у родителей Глафиры Матвеевны. Павел учился в 7-летней школе, находящейся в ведении Управления водного транспорта, которой заведовал его отец, а затем — в школе II ступени. В этой школе учителем черчения и рисования работал художник-передвижник Виктор Павлович Батурин. Павлодарский период жизни В. П. Батурина (1919-1929) с течением времени осознается, прежде всего, культурологически. Мастер высокого живописного мастерства, сформированный на идейно-просветительной почве МУЖВиЗ и Товарищества Передвижников, реализовался в Павлодаре в нескольких качествах: художник-станковист, педагог и театральный декоратор. Опыт творческой работы, интеллектуального и духовного общения, сделались естественным источником для начала прогрессивной, культурной и просветительской жизни города. Тем не менее, художник продолжал писать пейзажи, находя все новые ракурсы, отражая то или иное состояние природы, вдыхая в картины жизнь, отражая в них характер, свои мысли и чувства. Слова Г.Г. Мясоедова о русском пейзаже в полной мере можно отнести к работам В.П. Батурина. «...Нельзя умолчать о том направлении, которое принял пейзаж; совершенно возвратившийся на родину, он тоже стал более правдивым, стремящимся передать не одну внешность природы, но также ее жизнь и настроение». [3, с.7] В.П. Батурин был вхож во многие дома павлодарцев. Одним из таких стал дом Васильевых. Общаясь с отцом Павла Васильева, не меньшее внимание уделялось и самому Павлу. Так, встреча Поэта и Художника состоялась. Особый след в судьбе и творчестве П.Васильева и В.П.Батурина оставила поездка на Алтай летом 1923 года.

Как писала О. Н. Григорьева по воспоминаниям Евгении Киссен (Стэнман): «... Поехали И.С. Чепуров, Ф.Е. Кремнев, В.П. Батурин, а с ними 15 мальчиков и 5 девочек. Мы проплыли до Усть-Каменогорска, где пересели на однопалубный пароход и поплыли вверх по Иртышу до озера Зайсан, где попали в сильный шторм. Картину бушующей стихии В.П. Батурин запечатлел на полотне, а Павел написал стихи...» Эти воспоминания дополняет рассказ одного из тех учеников, Георгия Пшеницына: «...В верховьях Иртыша мы иногда сходили на берег, лазили по горам, а учитель рисования В.П. Батурин делал эскизы; многие из нас следовали его примеру. Попытался как-то рисовать и я, но получилось унылое безобразие. Подошел В.П. Батурин, провел карандашом несколько линий, и родился рисунок. Тогда я понял, что такое талант художника».

Ольга Николаевна в своей статье «Батурин на фоне павлодарского пейзажа» проводила параллель между картинами В.П. Батурина и стихами П.Васильева. Так, по словам И.В. Лагутина, на одной из картин Батурина, написанной им в зрелом возрасте, он видел изображение луча солнца, пробивавшегося сквозь мрачную, бурную облачность и упавшего на кипящую в порожистых местах воду Иртыша в его верховьях. Впечатления от этой поездки отразились позже и в творчестве Павла:

А луна — словно желтый гребень,

Заплутавшийся в волосах.

...Спит таким спокойным и древним

Затаивший звонкость Зайсан.

В этой поездке Батурин активно писал. Одна из картин — пейзаж «Зырянск» - хранится в Омском музее изобразительных искусств. А сколько таких натурных этюдов и зарисовок могли стать впоследствии основой для сюжетов будущих картин. Ведь В.П. Батурин всегда очень тонко и изящно прописывал небо, характер которого наиболее явно проступал в моменты грозового бунтарства. Примером может служить произведение «Гроза» из фондов Павлодарского областного художественного музея.

О влиянии художника В.П. Батурина на юного П. Васильева было написано в письме известного казахстанского литературоведа Геннадия Тюрина директору Павлодарского областного художественного музея К.И. Величко: «При анализе творчества П. Васильева (творчества, насыщенного световыми контрастами, с яркой цветовой палитрой) возникает мысль о глубоком творческом влиянии на молодого поэта деятельности художника-пейзажиста Виктора Павловича Батурина». Они были схожи характерами: резкие, вспыльчивые, импульсивные, а также близки по духу — пытливые, талантливые, жаждущие творить.

Читая стихи Павла Васильева, замечаешь его особое уважение, восхищение и благоговение перед художником и признание себя лишь маленьким поэтом. (Если бы художником я был, сказки эти б я в картину воплотил...) В стихах павлодарского периода у Павла Васильева очень много обращений к художественным догмам. Он так просто и легко проводит аналогии и сравнения, что приходит понимание - автор хорошо знаком с классическим изобразительным искусством Европы.

(Вступление к поэме «Мариэм»

… Париж. Блестящая столица!

Кровавых улиц полутон.

У Лувра мраморные лица

Мифологических богов!...)

В его стихах описание природы, архитектуры, людей – как - будто взгляд художника. Со знанием дела использует художественную терминологию. Создается такое ощущение, что пишет картину, только словами. Вот, например:

В Италию.

… Там Рим стоит старинным Богом

И величавый и могучий,

Одетый в шелковую тогу.

Ах, ричи тачи, ричи тачи, ну! -

Там Рим стоит старинным Богом.   …     (16 января 1926, Павлодар)

Не разбирая особенности поэтического языка, чувствуешь, что художественная составляющая его образности ярко заявляет о себе и характеризует поэта, как «художника слова». Он обладал, не знающим границ, воображением, художественным видением, тонко чувствовал и родную природу, и человеческую психологию, характеры и необычайно верно и остро писал их, словно художник — кистью.

Павел Васильев был реабилитирован посмертно в 1956 году. Позже были изданы сборники его стихов. Интерес к его произведениям не уменьшается, а поэзия мастера воспринимается сегодня еще более живописно. «Павел Васильев любил свою малую родину, «край, над которым прочно висит казахстанское небо», а его строки «Мой Павлодар, мой город ястребиный» стали поэтической эмблемой нашего города» - эти строки четко и емко связали воедино ощущения вот уже нескольких поколений павлодарцев, действительно любящих свою родную землю. Его поэзия вдохновляет новых художников на создание произведений искренних и восторженных. Знания исторической базы позволит в полной мере использовать духовный потенциал в работе по сохранению культурного наследия для будущих поколений.

Также, как Павел Васильев, учеником В.П. Батурина был еще один значимый для Павлодара человек — Иван Васильевич Лагутин. Учился он на 4 класса младше, однако именно он стал связующим звеном между В.П. Батуриным, Павлом Васильевым и нами сегодняшними. Не раз вспоминал Иван Лагутин детские годы и своих сверстников. Рассказывая про Павла Васильева, он тоже отмечал образность поэтического языка, художественность стихов, узнаваемость образов и сюжетов. Иван Васильевич Лагутин, как бы, связал век ХХ и ХХI. Благодаря ему, логически выстроилась цепочка событий формирования художественного Павлодара: открытие отдела изобразительного искусства в краеведческом музее, первые выставки павлодарских художников, образование Павлодарского областного художественного музея. Человек грамотный, умный, творческий и деятельный. Все, чем он занимался — краеведение, фотография, изобразительное искусство — все оказалось очень нужным и значимым.

И совсем не случайно, что Павлодаре нынешнем, есть люди, обращающиеся в своем творчестве к событиям начала ХХ века и трансформирующие всю информацию в материальные артефакты. Образность стихов позволяет воспроизводить сюжеты объемно, масштабно, рассматривая героев, как часть истории нашего края и хода событий всей большой страны. Они становятся отправной точкой творческих поисков и находок современных художников. Поэзия Павла Васильева получила свое второе дыхание и понимание в 80-е годы ХХ века, через произведения павлодарского графика Виктора Поликарпова, ровесника Павлодарской области. В 2018 году художнику исполняется 80 лет. Его цикл «К поэзии Павла Васильева», словно на машине времени, переносит зрителя в первую половину ХХ века, приоткрывая тайну восприятия жизни людьми того времени. Что беспокоило их, о чем размышляли, чему были посвящены дела, поступки и свершения?

«... Бесконечный мир степей, седой Иртыш, звучание казахской и русской речи — воздух моего детства. Павел Васильев подарил мне мир моих дедов, они стали моими ровесниками, всегда со мной. Неиссякаем их разговор, вечно кланяется под ветром трава у их ног, горяч песок, гулок Иртыш... Поэзия Павла Васильева — огромное явление. Стараясь понять его как можно глубже, пытаясь выразить свое отношение к его образам, занялся изучением истории нашего края, казачества, традиций и быта кочевников. Свой удивительный мир, в котором слова обретают живую плоть, вмещая все его запахи и краски, нам дарит Павел Николаевич Васильев...

Я рисую, не собственно иллюстрации к поэзии, а свое чувство причастности к этой жизни и уважение к огромному мастерству великого художника; причастности к вечному, до которого меня возвышает его чудотворное поэтическое слово» - таковы размышления Виктора Поликарпова.

И теперь уже ученики Виктора Федоровича будут продолжать писать в своих картинах историю земли Прииртышья. Связь времен не будет прервана.

Пашко Ольга Витальевна
заместитель руководителя Павлодарского областного художественного музея,
член СХ РК

       

Литература:

  1. М.Теренник, Н.Чмых «Павлодар: ступени роста (1720-2000 г.г.)», 1-е издание. ТОО «Дом печати».2004 г., 206 стр. с. 25
  2. Павел Васильев. Собрание сочинений. т.1, Алматы, 2009
  3. Вступительная статья Г.Г. Мясоедова к альбому «Двадцатипятилетие Товарищества передвижных художественных выставок (1872-1897).
  4. О.Н.Григорьева «Батурин на фоне павлодарского пейзажа», «Звезда Прииртышья», № 13, 31.01.1998
  5. Материалы из фондов Павлодарского областного художественного музея. Из личного дела В.П. Батурина. Письмо Г.А. Тюрина директору музея Величко К.И. от 26.10. 1983 г.
  6. Виктор Поликарпов. Каталог. Павлодар, 2013, с. 16
  7. Иван Лагутин. Каталог. Павлодар, 2013, с. 5

Онлайн кім

Қазір 298 қонақ және Бірде бір тіркелген қолданушы жоқ сайтта отыр