Shardenov 1982Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, Член Союза художников СССР, народный художник Республики Казахстан, Жанатай Шарденов принадлежит к числу ведущих мастеров пейзажной живописи Казахстана. Его работы отличают целостность видения, полнокровность передачи природы и окружающего мира. Со временем работы художника стали предметом особого внимания ценителей казахстанского изобразительного искусства. Феномен возрастающего интереса к произведениям мастера в особом темпераменте художника, отраженном в каждом мазке и цветовом пятне его произведений.

Жанатай Шарденов  родился 4 апреля 1927 года  в с. Ковыленко Целиноградской (ныне Акмолинской) области в семье скотовода и фамилия эта досталась ему от отца Шардена. Суровый степной образ жизни и болезни косили многих. Из большой семьи в живых остался только он один. Отец мальчика умер в 1940 году, затем в 1941 году умерла мать, Жанатай остался сиротой. Его на воспитание взял дядя, брат по отцу. И все свое детство Жанатай занимался тем, что помогал по хозяйству, работал в поле, пас скот в колхозе. Вообще, его детство было тяжелым и голодным, но среди хаоса жизни он нашел свое любимое дело. Первые рисунки создавались хворостиной на песке, но вскоре о нём заговорили по всему селу Ковыленко. На районной олимпиаде за рисунок «Чапаев» ему было присуждено первое место и вручен главный приз — кусок красного полотна. В те годы по селам и райцентрам ездила комиссия в поисках народных талантов. Они отметили талант юного художника, и затем по указанию областного комитета партии Жанатая Шарденова направили в Алма-Атинское художественное училище.

Те годы (1943—1949 г.г.), несмотря на трудности военной поры, он вспоминал очень тепло. В прекрасном городе у подножия Алатау, он открыл свой главный жанр, встретил свою любовь, обрел семью. Время учёбы у признанных мастеров кисти А. Черкасского, Л. Леонтьева, А. Бортникова освещено теплым светом душевного взаимопонимания. Эти годы стали для него истинной школой профессионализма. Уроки учителей сыграли решающую роль в самоопределении молодого художника. Жанатай постоянно вспоминал одного из основоположников казахстанской послевоенной живописи Абрама Черкасского, их совместные выходы на этюды, беседы в мастерской у распахнутого окна с видом на горы и цветущие сады. «Уроки» Черкасского сыграли решающую роль в самоопределении молодого художника. Жанатай открыл для себя пейзаж — жанр, ставший для него чуть ли не единственным путем в живописи…

Окончив Алма-Атинское художественное училище в 1949 году, Жанатай Шарденов сразу становится активным участником художественной жизни страны, принимая участие в городских, республиканских и всесоюзных выставках. В 1954 году для дальнейшей учёбы его отправляют в Ленинград, в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в качестве вольнослушателя, стипендиата Министерства культуры Казахской ССР. Он с увлечением посещает все музеи и галереи, ближе знакомится с творчеством художников-импрессионистов. Для него это стало настоящим открытием. Учёба в Академии стала трудным для него периодом. Стипендии, конечно, не хватало на все — на питание, краски, холст, бумагу и многое другое. Ему приходилось подрабатывать носильщиком на одном из вокзалов города. В свободные минуты он, сидя на вокзале, делал свои зарисовки карандашом под впечатлением импрессионистов. Вспоминая свою жизнь в те годы, он говорил: «Трудна дорога к вершинам искусства, и мне пришлось пройти через невзгоды, но я не жалею». Часто он вспоминал об этом весело и с шуткой.

В эти годы определился круг любимых мотивов, формировалось образное мышление, композиционное решение, рождалась сложная фактура поверхности холстов. Постигая натурный материал, художник неустанно восхищался неисчерпаемым богатством форм и цвета в природе, гармонией и контрастами, соразмерностью частного и целого. В его работах эмоциональная сила композиции позволяет передать особенности состояния любого ландшафта. Пришедшие с годами опыт и мастерство позволили художнику играть массой оттенков в восприятии и передаче состояния природы в тонкой изменчивой одухотворенности. Шарденов необыкновенно раскован в движении кистью, в цветовом смешении пастозного письма. Широкий, сочный мазок сплавляет оттенки цвета и его светоносность. Колорит Шарденова в горных пейзажах поистине необъятен. Он искрится, подобно снежному сиянию, становится необыкновенно декоративным в передаче красок осенней поры или закатного часа.

В 1961 году Жанатай Шарденов был принят в Союз художников Казахстана. Очень увлеченный работой, художник часто ходил в горы, выезжал за город. Иногда выезжал на дачи Союза художников Казахстана на Иссык-Куле, и все это время он рисовал. Приезжал всегда оттуда с картинами, зарисовками, этюдами.

Однако в 60-70 годы ХХ века пейзажисты не удостаивались серьёзного внимания. Чтобы достичь признания, творческим людям требовалось воспевать роль партии и рост социалистических преобразований. В копилке Жанатая Шарденова таких картин мало. Он писал такие картины, ведь нужно было зарабатывать, кормить семью, но они создавались долго, без особого вдохновения и он не любил вспоминать об этом. Свое призвание Жанатай видел в изображении природы, он вырос среди неё, чувствовал ее. Именно в пейзажах он выработал собственное, «шарденовское».

Значительное место в творчестве Жанатая Шарденова занимают городские и индустриальные пейзажи, отличающиеся своеобразной пластичностью форм, найденными плотными цветовыми и свободными ритмичными мазками. Мастер подмечает и умеет использовать неожиданные сопоставления масштабов, статику и движение. Тем эффектнее решение контраста темных силуэтов домов со всплесками звучных пятен осенней листвы или белого снега и безмятежной лазурью бесконечного неба. Для живописца, остро чувствующего связь человека с родной землей, естественно обращение к тематической картине, где слиты элементы пейзажа и гражданственности. В таком ракурсе художник добивается монументальности звучания, образной собранности и цельности цветовой гаммы. Основная суть творчества Шарденова – живописно-пластическая метафора. Великолепны пышные кроны дубов, осенних тополей и зимние березы с передачей разных цветовых градаций и фактурной материальности. Такова «Зимняя береза», где густой красочной массой возникает гигантский ствол, будто не желающий входить в границы полотна. Блестящий эффект фактуры, почти фантастической материальности древесных наростов, сказочных переливов серебристо-белой бугристой коры и шапок снега. Дерево с пышными ветвями и крепкими стволами — как символ жизни, как связующие начала между сводом небес и глубинными пластами земли. Писавший в своей исключительной пастозной технике c широкими динамичными мазками, он наполнял стремительностью и лёгкостью всё, что наносил на холст. Зарубежные коллеги, увидев работы Жанатая Шарденова, сравнивали его с Ван Гогом, а его самого называли казахским Шарденом, сравнивая с известным французским живописцем XVIII века Жан-Батистом Шарденом.

Ж.Шарденов и Рокуэлл Кент в Алма-Атинском аэропорту.1974

Ж.Шарденов и Рокуэлл Кент в Алма-Атинском аэропорту.1974

Особенности его понимания искусства были отмечены и признаны важным для художника экспертом, известным американским живописцем Рокуэллом Кентом, посетившим Алма-Ату в 1962 году.Эта встреча запомнилась ему навсегда. При знакомстве с выставкой алма-атинских художников в Казахской художественной галерее Рокуэллу Кенту предложили выбрать что-нибудь на память. Не колеблясь, маститый художник остановился на горном пейзаже Ж. Шарденова, который и увез к себе на родину. Картина представляет собой цепь Алатауских гор с ледяными вершинами, на которой сияет золотое солнце. Жанатай Шарденов, окрыленный успехом, пригласил Рокуэлла Кента к себе в мастерскую, где на память подарил ему ещё два пейзажа. Он понял, что его труд поняли и оценили. Эта встреча и, сделанная совместная фотография, всегда были предметом гордости не только его, но и всей его семьи. После этой встречи он ещё раз убедился в том, что он на правильном пути. Далее, уже в Москве, Жанатая высоко оценил известный художник Мартирос Сарьян. Признание стало очевидным и очень долгожданным для Жанатая; наконец-то все не понимающие его манеру живописи вынуждены были вслед за мировым мастером увидеть в работах художника незаурядное и высокоталантливое мастерство. Свое особенное письмо он объяснял так: «Эта манера дает мне возможность лучше выразить мое зрительное восприятие внешнего мира, чувства, которые существуют в природе». Жанатай искренне надеялся, что его работы увидит Париж. Так и произошло: в дни юбилея Мухтара Ауэзова в Париже пейзажи Жанатая Шарденова определяли главную интонацию выставки «Изобразительное искусство Казахстана».

Важным этапом его творчества были 70-е годы. Он часто ездил по республике. Он писал в Темиртау рабочих известной казахской Магнитки. Сделал несколько дюжин эскизов. Были поездки в Караганду и в Кокчетавскую область, на курорт «Боровое», где по просьбе администрации санатория он проводил выставку своих работ, написанных там же, у озера. Были поездки по Прибалтике, в Дом творчества Союза художников СССР (город Паланга), и там была создана серия картин: «Клайпеда», «Паланга», «Бухта», «Прибалтийский пейзаж» и др. Позже состоялась серия персональных выставок, и в 1981 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Казахской ССР», награждён юбилейной медалью «За доблестный труд». В 1987 году Ж. Шарденов получил Почетную грамоту Верховного Совета Казахской ССР.

Говорить о картинах Жанатая Шарденова  — значит связывать их с характером художника. Жизнерадостный, открытый для окружающих людей, он притягивал к себе многих. Более 50 лет отдано любимому делу. Жанатай Шарденов создал более двух тысяч произведений, пейзажей, портретов, композиций, которые хранятся в более чем 20 музеях Казахстана и других стран.

24 марта 1992 года Жанатаю Шарденову было присвоено звание «Народный художник Казахстана». Это было такое долгожданное признание труда художника, его вклада в художественную жизнь родной страны. Было много гостей и делегаций. Чувства переполняли его, он говорил, что теперь нужно работать еще больше. Тем больнее понимание хрупкости человеческого бытия. Жанатай Шарденов смог пережить невзгоды и лишения, а той большой радости признания не смог.

Умер Жанатай Шарденов 29 марта 1992 года у походного мольберта на пленэре в урочище Медео. Он родился художником и умер художником. Никто не знает, что случилось на самом деле. Он ушел рано утром и больше не вернулся… Его душа осталась там, куда он всегда стремился. Он любил горы, и они возвысили его… Каждый раз, всматриваясь в картины Жанатая Шарденова, чувствуешь творческий взгляд, стремление к гармонии, к природе, любовь и восхищение родной казахской землей.

Путешествуя в мире тайн и волшебства, истинный художник снимает с вещей и явлений пелену повседневности и дарит свой мир, возвышенный, глубоко духовный, полный проникновения в суть самой жизни.

 

Пашко Ольга Витальевна, искусствовед,
Член Союза художников Республики Казахстан.
Эксперт ICOM ASPAC по актуализации
Культурного наследия в странах Азии

На сайте

Сейчас на сайте 234 гостя и нет пользователей